МБОУ "Елизаветинская СОШ"
с. Елизаветинка Адамовский район Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Что такое фунциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Какие мероприятия по формированию и оценке функциональной грамотности запланированы в школе?
    Где можно дополнительно узнать о формировании и оценке функциональной грамотности?
    1. Программа курса "Развитие функциональной грамотности обучающихся" (5-9 классы)
    2. Управленческие подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся
    3. Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
    4. Развитие функциональной грамотности при работе с научно-познавательными текстами в начальной школе

    5. Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

    6. Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла

    7. Как эффективно управлять учебным процессом

    8. Цифровые джунгли

    9. Как научиться учиться

    10. Социально-эмоциональное развитие детей

    11. Компетенции “4К”: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)

    12. КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    13. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

    14. Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности

    15. Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся

    16. Функциональная грамотность младшего школьника

    17. Памятка “Как повысить функциональную грамотность учеников”

    18. Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов

    19. Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности

    20. ИКТ-компетентность

    21. Речевое развитие

    22. Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

    23. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны

    24. Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?

    25. Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС

    26. Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

    27. Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования 

    Какие документы  и материалы регулируют вопрос формирования и оценки функциональной грамотности?

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    Приказ МО Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 Об организации работы по повышению функциональной грамотности

    Приказ по МБОУ "Елизаветинская СОШ" от 24.09.2021 № 170 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

    Итоги формирования функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году

    Приказ от 15.08.2022 № 134-а "Об организации работы по развитию функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году"

    Итоги формирования функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie