Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Примеры заданий по математической грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Страница официального сайта ЦРО, посвященная функциональной грамотности
Вебинар Академии Минпросвещения по развитию математической грамотности
- Программа курса "Развитие функциональной грамотности обучающихся" (5-9 классы)
- Управленческие подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся
- Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
-
Развитие функциональной грамотности при работе с научно-познавательными текстами в начальной школе
-
Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
-
Компетенции “4К”: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
-
КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
-
Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
-
Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
-
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
-
Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
-
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС
-
Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
-
Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
Итоги формирования функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году
Итоги формирования функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году